Единый государственный реестр юридических лиц – это федеральный информационный ресурс, содержащий сведения обо всех организациях, зарегистрированных на территории страны.
Каждый вправе исходить из того, что сведения ЕГРЮЛ соответствуют действительности. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных в реестр, юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота (п. 3 ст. 51 Гражданского кодекса РФ).
На территории Республики Башкортостан мероприятия по предотвращению недобросовестного использования недействующих или фиктивных организаций осуществляются Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан. Так, начиная с 2005 года, и по состоянию на 1 июля 2021 года из реестра исключены 70638 недействующих организаций и 10931 организация с недостоверными данными.
Распространенность случаев уклонения от ликвидации обществ с ограниченной ответственностью с имеющимися долгами и их последующим исключением из реестра побудила законодателя предусмотреть для кредиторов правовой механизм, который позволяет привлечь в судебном порядке контролировавших общество лиц к субсидиарной ответственности, если их недобросовестными или неразумными действиями было обусловлено неисполнение обязательств общества (п. 3.1 ст. 3 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
До недавнего времени кредиторы при доказывании в суде недобросовестности действий руководителя общества, исключенного из реестра, в отсутствие доступа к документам и информации о хозяйственной деятельности должника испытывали серьезные затруднения.
Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.05.2021 № 20-П, теперь судам при применении вышеуказанной нормы следует исходить из того, что кредитору достаточно подтвердить наличие долга и факт исключения должника из ЕГРЮЛ, а ответчик должен представить пояснения, которые подтвердят его добросовестность. Если последний этого не сделает либо пояснения окажутся неполными, суд возложит бремя доказывания именно на ответчика, а не на истца.
Таким образом, кредиторам станет значительно легче доказать недобросовестность бизнеса, исключенного из ЕГРЮЛ.
Источник: УФНС России по РБ